Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A A

Кировский филиал

Меценаты российские

Уникальным явлением общественной жизни России XIX – начала XX вв. было развитие благотворительности и меценатства. Особую роль в этом сыграло купеческое сословие. Вначале благотворительная деятельности купцов по сути имела форму милостыни, отличаясь от последней только масштабом.

Вторая половина XIX – начало XX столетия – период небывалого расцвета купеческой благотворительности. В пореформенный период развитие образования, здравоохранения, благоустройство городов шло во многом благодаря пожертвованиям купцов[1]. О масштабах этой деятельности известный историк М.П. Погодин писал ещё в 1856 г. так: «Наши купцы не охотники ещё до истории: они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа»[2].

Можно выделить ряд направлений благотворительности: пожертвования в пользу религиозных учреждений и социально незащищённых слоёв населения (строительство и содержание приютов, богаделен, домов бедных и т.п.), строительство и содержание лечебниц, госпиталей, помощь населению в случае чрезвычайных ситуаций (неурожаи, голод, пожары), сборы средств на нужды армии в годы войны. Среди благих дел российского предпринимательства особое место занимает меценатство – покровительство искусства, науки, просвещения, образования.

Имена крупнейших благотворителей и меценатов дореволюционной России и сейчас довольно широко известны. При их поддержке и непосредственном участии были созданы музеи, театры, библиотеки, учебные заведения, научные общества. Во многом благодаря этому мы до сих пор имеем возможность наслаждаться творчеством многих выдающихся художников, композиторов, театральными постановками, знакомиться с результатами научных исследований.

В стендовой экспозиции Кабинета-музея Якова Прозорова и истории меценатства представлены материалы о наиболее известных российских меценатах.
 
Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) – купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин, коммерции советник, владелец бумагопрядильных фабрик, почётный гражданин Москвы, действительный член Петербургской Академии художеств. Павел Михайлович собирал произведения русской живописи. С конца 1860-х гг. приступил к созданию портретной галереи писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей, что стимулировало развитие русского портретного искусства. По заказу Третьякова исполнены портреты Ф.М. Достоевского (В.Г. Перов, 1872), Л.Н. Толстого (И.Н. Крамской, 1873), М.П. Мусоргского (И.Е. Репин, 1881), А.А. Фета (И.Е. Репин, 1882), И.И. Левитана (В.А. Серов, 1893), А.П. Чехова (И.Э. Браз, 1898) и др. В 1870–80-х гг. коллекция Третьякова начала приобретать характер музейного собрания. Павел Михайлович задался целью представить историю отечественного искусства начиная с XVIII в. во всём его многообразии. Он составил первую «Опись картин» своего собрания в 1873 г. Третьяков разместил коллекцию в собственном доме в Лаврушинском переулке в Москве и сделал собрание доступным для обозрения знакомым в 1874 г. и всем желающим в 1881 г. Также он выдавал картины для экспонирования на Всемирных выставках в Лондоне (1862), Париже (1867, 1878, 1889), Вене (1873) и др. В 1887 г. открыл отдел «акварелей и чёрных рисунков». В 1892 г., исполняя волю скончавшегося брата Сергея Михайловича, передал объединённую коллекцию, свою и брата, в дар г. Москве. Городская дума в 1892 г. назначила Павла Михайловича пожизненным попечителем. Прзже он продолжал пополнять собрание, приобретал произведения В.М. Васнецова, И.И. Левитана, С.В. Малютина, А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, В.А. Серова, Н.К. Рериха и др. В 1893 г. галерея официально названа именами братьев П.М. и С.М. Третьяковых[3].
 
Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) – купец 1-й гильдии, мануфактур-советник, потомственный почётный гражданин. Савва Иванович занимался железнодорожным строительством. В 1870 г. вместе с супругой Елизаветой Григорьевной приобрел имение Абрамцево. В нём были организованы фельдшерский пункт, больница, начальная школа (вскоре преобразована в столярное училище с мастерской, изделия которой отмечены медалями на международных выставках), возведена церковь Спаса Нерукотворного. С.И. Мамонтов стал одной из примечательных фигур в художественной жизни России. Он был в дружеских отношениях со многими ведущими русскими художниками. Вокруг Саввы Ивановича и его жены сложился Абрамцевский художественный кружок. Мамонтов финансировал журнал «Мир искусства», внёс крупную сумму на строительство в Москве Музея изящных искусств императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Произведения русских художников, входившие в собрание Мамонтова, были преимущественно подарены ему или жене, реже созданы по их заказу (например, «Христос» М.М. Антокольского) либо приобретены (например, панно «Принцесса Грёза» М.А. Врубеля). Коллекции Мамонтова включали работы А.М. и В.М. Васнецовых, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, И.С. Остроухова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.А. Серова и др. Савва Иванович сам занимался скульптурой, исполнил портреты Поленова, И.Ф. Мамонтова и др.
Савва Иванович покровительствовал и театральному искусству. В 1878 г. в его московском доме состоялся первый театральный вечер с участием 17-летнего К.С. Алексеева (впоследствии К.С. Станиславский). С 1879 г. в Москве и Абрамцеве устраивались спектакли (первый – драма «Два мира» А.Н. Майкова). В 1885 г. Савва Иванович организовал на свои средства Частную русскую оперу, в качестве её художественного руководителя и режиссёра сформировал новаторскую эстетическую концепцию. Здесь были впервые поставлены 13 новых опер русских композиторов, в том числе 6 опер Н.А. Римского-Корсакова (часть из них написана по заказу Мамонтова). Он привлёк в свой театр лучшие артистические и художественные силы. Здесь впервые выступил как дирижёр С.В. Рахманинов, сложился как артист Ф.И. Шаляпин, работали художники «мамонтовского кружка». Для спектаклей театра Савва Иванович перевёл на русский язык либретто нескольких опер Ж. Массне и Дж. Пуччини[4].
 
Пётр Иванович Щукин (1853-1912) – предприниматель, действительный статский советник, потомственный дворянин. Пётр Иванович составил крупную коллекцию русских, восточных и западноевропейских древностей (всего 40 тыс. предметов к 1905 г.) и посвятил ей около 50 публикаций. Он собрал более чем 45 личных архивов государственных деятелей, декабристов, представителей науки, культуры и др. В его коллекции был и небольшой раздел изобразительного искусства, включавший главным образом полотна Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, французских художников (К. Моне «Дама в саду», М. Дени «Священная роща», О. Ренуара «Обнажённая. После купания»). Для размещения коллекции П.И. Щукин выстроил специальные здания, выдержанные в подражание древнерусской архитектуре, а также музейное хранилище. В 1895 г. он открыл музей для посетителей. В 1905 г. Пётр Иванович передал в дар Историческому музею своё собрание и музейный комплекс, оставив за собой право пожизненного владения коллекциями и постройками[5].
 
Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929) – предприниматель, мануфактур-советник, гласный Московской городской думы, благотворитель, меценат. Алексей Александрович увлекался театром, в середине 1880-х гг. выступал на любительской сцене. В 1890-х гг. начал собирать материалы по истории русского театра. С 1890 г. у него дома проходили «бахрушинские субботы», собирались артисты, режиссёры (М.Н. Ермолова, Вл.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов, Г.Н. Федотова, Ф.И. Шаляпин и др.). В 1894 г. на основе своих коллекций Бахрушин открыл в Москве частный литературно-театральный музей, в 1913 г., с условием оставить его в Москве, безвозмездно передал музей Петербургской Академии наук, стал его пожизненным директором и почётным попечителем. Алексей Александрович являлся членом совета Русского театрального общества. С 1903 г. был членом Общества для призрения престарелых артистов и членов их семейств. В 1904–1906 гг. в его доме в Москве располагалось «Убежище для престарелых артистов». С 1908 г. он являлся членом Комитета по постройке Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге. Кроме того, А.А. Бахрушин многое сделал дли изучения и сохранения истории русского театрального искусства: был сотрудником общества «Старая Москва» и выступал с докладами на его заседаниях, субсидировал издание ряда книг («М.Н. Ермолова»; Н.В. Дризен «Материалы к истории русского театра»), при его участии под редакцией В.В. Калаша и Н.Е. Эфроса вышла книга «История русского театра» (1914). С 1915 г. Алексей Александрович являлся председателем комиссии Комитета великой княгини Елизаветы Фёдоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. И после революции А.А. Бахрушин продолжал свою деятельность, но уже на новом поприще. В 1918–1921 гг. Бахрушин был членом историко-театральной секции Театрального отдела, сотрудником Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомата просвещения РСФСР. Во время Гражданской войны спас от уничтожения многие архивы и библиотеки, включив их в собрание Театрального музея[6].
 
Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905) – предприниматель, представитель купеческого рода Морозовых, общественный деятель, меценат, мануфактур-советник, потомственный почётный гражданин. Окончил физико-математический факультет Московского университета, изучал химию в Кембриджском университете, одновременно знакомился с организацией текстильного производства в Великобритании. Савва Тимофеевич являлся директором-распорядителем и членом правления Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Кo». Он уделял большое внимание улучшению условий труда и быта рабочих, а также модернизации текстильной промышленности. Савва Тимофеевич участвовал в создании Московского прядильно-ткацкого училища, учреждённого на пожертвования текстильных фабрикантов, был первым председателем попечительного совета училища. Он являлся одним из основателей Московского художественного театра. На рубеже XIX-XX вв. регулярно вносил пожертвования на строительство здания и деятельность театра (общие расходы Морозова на театр достигли 0,5 млн. руб.). Савва Тимофеевич оказывал материальную поддержку А.П. Чехову и М. Горькому. Также он являлся членом Общества любителей фотографии, Филармонического и Художественного обществ, Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Императорского московского технического училища, Общества для пособий нуждающимся студентам Московского университета. Оплачивал обучение молодых людей в различных учебных заведениях[7].
 
Надежда Филаретовна фон Мекк (1831-1894) – супруга одного из основоположников российского железнодорожного транспорта К.Ф. фон Мекка. Надежда Филаретовна была знатоком музыки и большим поклонником творчества П.И. Чайковского, которому оказывала значительную финансовую помощь: 6 тыс. руб. ежегодно в течение 1876–1890 гг. Сохранилась личная переписка Надежды Филаретовны и Петра Ильича – ценный источник для характеристики личной жизни и творчества Чайковского и для воссоздания общественной, прежде всего музыкальной, жизни России 1870–1880-х гг. П.И. Чайковский посвятил Н.Ф. фон Мекк 4-ю симфонию и некоторые другие произведения[8].
 



[1] Маслова И.В. Менталитет купечества уездных городов Вятской губернии XIX – начала XX в. М.: Флинта: Наука, 2010. С.277.
[2] Цит. по: Судовиков М.С. К вопросу о развитии купеческой благотворительности в российской провинции // Прозоровский альманах: Сборник научно-исследовательских материалов. Киров, 2008. С.84.
[3] Третьяков Павел Михайлович // Большая российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/4201271
[4] Мамонтов Савва Иванович // Большая российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2155979
[5] Щукины // Большая российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/4915543
[6] Бахрушин Алексей Александрович // Большая российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/3788448
[7] Морозов Савва Тимофеевич // Большая российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2644533
[8] Мекки // Большая российская энциклопедия. Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2201443



информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ в Кировской области




Объявления



X
Подать документы
онлайн